О МЕТОДЕ МОНТЕССОРИ

О МЕТОДЕ МОНТЕССОРИ

          Монтессори педагогика названа по имени итальянского педагога врача и психолога Марии Монтессори, разработавшей свою систему более 100 лет назад. Ей было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной-врачом. Практически с момента создания система стала необычайно популярна во всем мире. Обширна была представлена Монтессори педагогика и в России – первый детский сад был открыт в 1913 г., с каждым годом число их росло и научно-педагогической секцией Государственного ученого Совета в 1926 рассматривался вопрос о переведении всех дошкольных учреждений России на работу по методу Монтессори. Но именно там метод был признан буржуазным, воспитывающим в ребенке индивидуализм и как следствие запрещен к распространению в Советском союзе. В 1929 запрет был наложен и на уже открытые заведения и метод бы практически забыт на у нас в стране на 60 лет.

А что же с остальным миром?

Начало 20 века принесло немало педогогических систем и воззрений и большая часть из них на сегодняшний момент стала уже историей. В 1988 году ЮНЕСКО определило имена четырех педагогов заложивших основные принципы современной педагогики. Ими стали А.С. Макаренко, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и М. Монтессори. Их имена по сей день почитаемы, их труды изучают студенты и историки, их идеи вдохновляют создателей новых педагогических систем и подходов. Но только монтессори-педагогика сохранилась в практически неизменном виде и по сей день с успехом используется во всем мире. В США в обыденной речи слово «монтессори» синоним слову «детский сад», в Германии принята в числе 3 основных методик обучения в детском саду – т.е. при условии если 3 и более родителей воспитанников муниципального детского сада желают чтобы их дети обучались по системе Монтессори, руководство детского учреждения обязано им такую группу организовать.

И у эта живучесть системы, и не слабеющая ее популярность не случайна. Можно выделить три основных причины этого:

Первая причина состоит в том, что монтессори-педагогика это не просто умозрительная философская система – она основывается на реальных физиологических и психических особенностях растущего ребенка. Начинала работу ММ врачом и педагогом, но стремясь более полно операться на современные научные знания, она поступает на философский факультет, изучает труды французских ученых – Сегена, Итара, ведет переписку с детским психологом Анной Фрейд, работает с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и др. Подмеченных М.М. возрастные периоды чувствительности, к той или иной деятельности, т.н. сензитивные периоды, в дальнейшем нашли подтверждение в современной психологии. Имеется в виду, в определенный период развития ребенок особенно чувствителен к изучению каких либо представлений, навыков, умений и что воздействия среды оказывают свое действие только в данных определенный момент развития, а до и после оказываются одинаково нечувствительны для этих влияний. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов но они могут создать благоприятые условия для реализации внутренних потребностей детей, т.е специальную среду. Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждение, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается не только бесполезным, но и вредным для психики и здоровья ребенка.

К примеру, как бы настойчиво не пытались научить сидеть младенца, ранее чем будет сформирован мышечный корсет и окрепнут кости сидеть он не научится, а вот повредить себе позвоночник вполне может. С другой стороны, в тех культурах где дети традиционно ограничиваются в движении с помощью пеленок, и освобождаются от них лишь после 6-9 месяцев дети учатся сидеть дольше и в заметно более поздние сроки, чем их сверстники.

Другой пример это так называемые дети-маугли. Так называют детей которые по трагической случайности были выращены животными. Случаи эти не часты, но и не уникальны. После изучения спасенных детей выяснилось, что в случае если ребенок лишился общества людей в младенчестве, а спасен был после 6-7 лет, научить его человеческой речи невозможно в принципе, время для формирования речевого центра упущено, нанесенный вред необратим. Чем раньше ребенок возвращался в человеческое общество, тем легче было сформировать или возобновить речь у пострадавшего ребенка). Другой важной психологической особенностью подмеченной Марией Монтессори стало впитывающее или абсорбирующее сознание. Под абсорбирующим разумом Мария Монтессори понимает специфическую особенность ребенка впитывать как губка всю информацию вокруг себя. Абсорбирующее сознание является основным способом постижения мира для ребенка до 3 лет, и при поддержке специально построенной среды остается актуальным для способом для ребенка до 6 лет.

Второй причиной популярности Монтессори педагогики является конкретика целей.

Монтессори педагогия имеет ясные и четко сформулированные цели и продуманные способы их достижения. Этими целями являются воспитание в ребенке самоуважения, адекватной самооценки, уверенность в себе и мире, и как следствие всего этого, высокой адаптивности. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Воплощение этих целей в жизнь обеспечивают основные принципы системы монтессори.

Основные принципы Монтессори-системы 

 Как реализовать

Чего достигаем, соблюдая их

СВОБОДА ВЫБОРА

Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.

  • лучше понимать себя, свои желания и чувства;
  • учится делать выбор, регулировать свою собственную психическую активность
  • формирование инициативность;

НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИ-ЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ

Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.

  • всестороннее развитие ребенка, полноценное использование возможностей сенз. периода;
  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
  • взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

КОНТРОЛЬ ОШИБОК

 В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

  • самоконтроль;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

 Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).

  • максимально быстрое и эффективное усвоение задач  материала ребенком;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
  • развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).

 НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ

Соблюдение правил: – Убери за собой; – Работа на ковриках; – По классу передвигаемся тихо; -Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.

  • приучение к порядку;
  • умение организовать свое рабочее место;
  • умение нести ответственность за собственный выбор;
  • потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое. Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.

РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ

 Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу:  в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.

  • высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
  • дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
  • формируется чувство взаимопомощи;
  • младшие имеют возможность учиться у старших;
  • старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве  собственной значимости, формируется чувство ответственности.

 Психологические принципы

НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО,   ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ

Помоги мне это сделать самому! Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной.

  • уверенность в собственных силах;
  • самостоятельность,
  • решительность;
  • более интенсивное овладение   и усвоение различных навыков;
  • формирование адекватной самооценки;
  • удовлетворение потребности взрослении.

ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО

Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно  оценивать собственную деятельность.

  • независимость от чьей-либо оценки;
  • формирование позитивного образа «Я»
  • уверенность в себе;
  • умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;

 ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА

Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».

  •  формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
  • самодостаточность;
  • уверенность в себе.

Все принципы тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности,  мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори

Третьей причиной популярности монтессори-педагогики является простота использования. Система Монтессори имеет четкие и ясные принципы работы с ребенком, готовый перечень материалов с работая с которыми ребенок может найти все что необходимо ему в данный момент развития. Если педагог принимает, принимает и соблюдает в работе принципы Монтессори, и имеет необходимый дидактический материал дети плодотворно работают и достигают основных целей развития.