ГРУППА ВСЕСТЕ С МАМОЙ
Группа «Вместе с мамой» работает с детьми раннего возраста — от 8 месяцев до 3 лет. Как и в группе старших дошкольников, от 3 до 6 лет, основная цель группы «Вместе с мамой» — это, в первую очередь, личностное, а во-вторых, интеллектуальное развитие детей, формирование высокой мотивации к учебе, уверенности в себе, самостоятельности, уважения к окружающим, умения находить общий язык с другими людьми – как взрослыми, так и сверстниками. Способы работы с группами различны: группе «3-6» ребенок самостоятелен, педагог наблюдает за работой в группе, показывает способы работы с материалом, помогает сгладить «острые углы», но в целом, старшим детям не требуется поминутное внимание и диалог со взрослым, они больше общаются между собой; а в группе «0-3» форма работы иная. Дети этого возраста работают в диаде – ребенок + значимый взрослый (это может быть мама или папа, в некоторых случаях бабушка или няня, если основной уход и общение с ребенком проводят они). Эта форма работы не случайна, она вызвана несколькими причинами.
Первая и основная из них – особенности общения у детей разного возраста. Ведь если у детей дошкольного возраста (3-6 лет) основная форма личностного развития — это общение со сверстниками (в форме игры или сотрудничества), то у детей раннего возраста — эмоционально-личностное общение со значимым взрослым, которое, начиная с 7-9 месяцев, постепенно переходит в «деловое сотрудничество». И до 3 лет именно эта форма общения со взрослым в центре будет для ребенка основной формой общения. Не случайно Мария Монтессори называла ребенка до 3 лет «духовным эмбрионом» — он в этом возрасте не просто привязан к взрослому, он постигает мир через него, присваивая его интересы, пытаясь повторять его действия, строит свою собственную деятельность. 20 лет назад любимой игрушкой детей были… ложки, поварешки, дуршлаги и кастрюли – почему? Мама часто берет эти предметы и постоянно что-то с ними делает! Значит они важны, интересны и ими стоит заинтересоваться. 10 лет назад любимой игрушкой годовалых людей стали компьютерные мышки и клавиатура, а сегодня их рейтинг потеснили мобильные телефоны. То, что чем занят значимый взрослый , будет интересовать и ребенка. Не случайно лучшие навыки чтения демонстрируют не те дети, которым читали в детстве, а те, у которых родители и сами любили читать.
Вторая причина выбранной формы работы, работы в диаде — это особенности восприятия ребенка. У ребенка раннего возраста мир воспринимается целостно: мама и он сам, ребенок, — это нечто единое, или, как уже упоминалось выше, — диада. С года до трех у ребенка идет процесс сепарации, т.е. разделения, расторжения этого единства, отделения и постепенного осознания собственной личности, себя как отдельного человека, которое окончательно происходит лишь к трем годам, (плюс –минус полгода) при помощи того самого знаменитого кризиса трех лет ребенка.
Насильственное ускорение отрыва от матери вызывает у ребенка страх, протест, тревогу и, конечно же, препятствует его инициативной познавательной работе. Проще говоря, малыш занят чем то одним: либо адаптируется к пребыванию в чужом месте без близких (а это непростая задача для ребенка, и она забирает все его силы в этом возрасте), либо чувствует себя комфортно и в безопасности в компании мамы, вот тогда он может проявлять любопытство, интерес и находит для себя интересную работу, ставит перед собой задачи – словом, развивает свои способности и навыки. Конечно, отделиться от мамы ребенку придется, и со временем он и сам потребует этого, но форсировать этот процесс извне, а тем более совмещать с иными задачами, требующими внимания ребенка в этом возрасте, не стоит.
И наконец, третья причина организации совместной работы в диаде — это потребности самой мамы. Родителям очень важно иметь возможность посвятить хотя бы часть своего времени непосредственно ребенку: увидеть его в самостоятельной работе, иметь возможность пообщаться, никуда не торопясь – ведь это время только ваше. Учитывая, что один из принципов работы с материалом в монтессори среде — усложнение, многим родителям бывает очень важно и радостно видеть прогресс своего ребенка, видеть, как растет его самостоятельность без настойчивых понуканий взрослого. Не менее важно увидеть и различные способы упражнений и материалов, с которыми может работать ребенок, попробовать применить и дома принципы организации пространства вокруг ребенка (вещи и игрушки располагаются так, чтобы ребенок мог без труда их доставать и убирать, у ребенка и родителя есть постоянные, неизменные и понятные правила, взрослые уважают ребенка и требуют уважения к себе и другим).
Чтобы понять, как проходит работа в монтессори группе, мало прочитать об этом в книге: надо попробовать самостоятельно; потрогать материалы руками; увидеть, как презентует их педагог; как с ними работает ребенок; что он получает от этой работы. И у родителей в группе «Вместе с мамой» есть эта замечательная возможность. В нашем центре существует два вида групп для совместной работы детей и взрослых: от восьми месяцев до полутора лет и от года до трех. Чем же отличаются эти группы и какую из них стоит выбрать именно вам? Группа для самых маленьких, нулевка, предназначена для малышей которые только начали свое отделение от мамы, которым необходима её активность в пальчиковых играх, уборке материала, да что там, просто в перемещении в пространстве! Малыши из этой группы еще только начинают ходить, зачастую даже ползают неуверенно, не имеют опыта социального общения со сверстниками, это их первый «выход в свет», поэтому эта группа меньше по составу, короче по продолжительности – не более 5 пар в группе, занятие 45 минут, нет танцевального блока в конце занятия, а в начале вместо пальчиковых игр проводится динамическая гимнастика на коленях у мамы.
Группа для тех кто постарше предназначена для тех, кто уже прочно стоит на ногах, и уже желает повторять за взрослым его действия. Да, они тоже пока не умеют выбирать материал и убирать его на место, подождать пока освободится желанная игрушка, обойти коврик, но они уже могут этому научится, и именно для них в группе 0-3 открываются самые широкие возможности: пальчиковая гимнастика в начале занятия, игровые песенки с жестами и предметами – сначала наблюдая за другими, потом вместе с мамой, а потом САМ; работа с материалами – опустить монетку в прорезь, переложить фасоль ложкой, приклеить бумажную бабочку на цветок, нанизать бусины-машинки на шнурок – сначала наблюдая за другими, потом вместе с мамой, а потом САМ, танцы в конце – да, да, по той же схеме. Занятие проходит дольше – полтора часа, детей в группе больше до 8 человек, раз в неделю мини-представление со сказкой (учимся слушать и наблюдать), а заканчивается занятие танцевальным блоком.
Но самое основное в группах остается одинаковым: уважение выбора ребенка, обучение своим примером и большой выбор материалов которые подходят ребенку по возрасту, дают возможность двигаться от простого к сложному, и помогают понять что ты можешь САМ очень многое, а узнавать что-то новое и чему-то учится это очень интересно и весело.